Логин: Пароль: Регистрация |

Детский пост

Детский постНекие молвят, что детям, не достигшим возраста 3-7 лет, вообщем не нужно поститься в среду и пятницу, также в течение многодневных постов, которые предписаны Церковью. Другие молвят, в эти деньки детям позволяется вкушать молоко, сыр, яичка. Как надо поступать? И могут ли малыши поститься как взрослые христиане?

Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, потому что нет ни 1-го канона, непосредственно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного понимания сущности поста, его вида и цели.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что у малышей нет потребности в серьезном посте , к которому призывает Церковь взрослых христиан. Причина обычная: малыши не впадают еще в тяжкие грехи подобно взрослым, не находятся в плену «взрослых» страстей, не имеют губительных привычек, и потому не нуждаются в исцелении, укрощении и ликвидировании страстей, для которых пост является суровым орудием в руках христианина, ради чего Бог заповедал поститься, а Святая Церковь установила правила поста.

Но это не значит, что малыши свободны от поста и совершенно не должны поститься. Степень строгости поста малышей находится в зависимости от веры и благочестия их родителей. И тут требуется мудрость и рассуждение, чтоб не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей малыша.

Сначала необходимо обусловиться, до какого возраста следует считать свое чадо ребенком. Малыши проходят несколько фаз развития: малыш, ребенок 2-3 летнего возраста, дошкольник, школьник, отрок, парень. Для неких родителей их чадо и после службы в армии все еще ребенок. Разумеется, нельзя все фазы «детства» в отношении поста принимать идиентично.

Тут вероятны две крайности: или предки с ранешнего юношества требуют от малыша придерживаться серьезного поста, или «щадят» его от всякого поста прямо до совершеннолетия. И та и другая крайности губительны для духовной жизни малыша. В первом случае существует опасность лишней строгостью вызвать у малыша омерзение к посту, что может привести к полному отказу от постов в зрелом возрасте и нанести вред душе. Во 2-м случае, если ребенок с юношества не будет приучен к воздержанию, не будет различать постных и непостных дней, то в зрелом возрасте ему будет тяжело привыкнуть к посту, что более негативно.

Отыскать золотую середину - вот задачка родителей. С этим просто управятся только те предки, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение своей души и души собственного чада. Ведь обязанность родителей заключается не только лишь в том, чтоб родить малыша, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в большей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Королевства Небесного

К примеру, совсем естественно, когда мама приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Естественно, у малышей пост не подразумевается, и мама кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя растет в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранешних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свеч, к священническому облачению.

К огорчению, в Сербии существует черное суеверие, как будто нельзя причащать малыша до 3-х либо даже до 5 лет. И когда таких малышей приводят на Причастие, то часто мы становимся очевидцами отвратительных сцен - раздаются истошные клики, визги, ребенок опасается «страшного бородатого священника», и причастить дитя в таком случае бывает очень тяжело. Ужаснее всего, если ужас у малыша закрепится на долгие и длительные годы либо на всю жизнь, лишив его величавого Таинства Причащения.

С другой стороны, предки, пекущиеся о духовной жизни собственного чада, начинают приучивать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтоб дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь.

То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния либо Исповеди. По учению Церкви, ребенок до 7 лет не имеет греха. Но многие предки приводят собственных малышей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтоб привить ему понимание собственных христианских обязательств, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень принципиально обучить малыша свободно и доверительно разговаривать со своим исповедником.

Итак, пост для малышей нужен, но не следует впадать в крайности. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под управлением опытнейшего исповедника, тогда и золотая середина просто будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.

Мир вам и удовлетворенность от Господа.

Иерей Василий Вольский (г.Мурманск):

Многие у нас причащают малышей до 7 лет каждую неделю. Как исполнилось семь, так дитя это практически перестаешь созидать в храме. Так как необходимо готовиться к исповеди, необходимо попоститься хотя бы один денек намедни, другими словами возникают маленькие трудности, к которым предки и малыши оказываются не готовы.

С какого возраста необходимо приучивать малыша к посту? Моими праотцами были поморы с Терского берега, перед которыми не стояло такового вопроса. До 2-3 лет мама кормила малыша грудью, а позже малыши поправлялись этим же, что и вся семья. Весной скотина отелится, молоко девать некуда, но детям его все равно в Величавый пост не давали. С младости приучивали к воздержанию. И старец Алексий Зосимовский гласил, что с 2-3 лет ребенок должен обучаться осознавать, что такое среда и пятница.

На данный момент, естественно, прежний уклад почти во всем разрушен, а наобум его копировать глупо. Мы с матушкой позволяем своим детям есть молочное в пост. Но они, смотря на нас, сами молвят: «Мы тоже желаем поститься». Это их добровольческое решение, мы не принуждаем. И не скажу, что наши малыши испытывают какие-то тяготы в связи с постом: что мать сготовила, то и едят, не требуют дать «вкусненького». Вообщем, в уставе Церкви постам для малышей не уделено места. Он создавался в монашествующей среде и на нее сначала нацелен. Сказано, что если дама родит в Страстную седмицу, то пусть вкушает елей и вино. Это, фактически, все.

Но все-же, я думаю, чем ранее приучить, тем лучше. Если с юношества не выработалась привычка к воздержанию, то позже человеку будет очень тяжело вынудить себя поститься. Даже в семь лет много уже упущено, приходится преодолевать некий барьер. Другое дело – не стоит с ходу идти на резкие ограничения, необходимо мягко приучивать. Сначала достаточно отказа от мяса в постные деньки, хотя бы в среду и пятницу, Страстную неделю. И далее наращивать по силам, сызмала приучивать к духовной и телесной дисциплине. И потихоньку двигаться к церковному совершеннолетию, которое у женщин наступает в тринадцать лет, а у юношей в пятнадцать. С этого возраста они могут быть крестными отцами и матерями и, естественно, поститься, как все. Но только в этом случае, когда уже есть опыт. Только тогда переход от «детского» поста к «взрослому» будет безболезненным. Когда подростков безо всякого перехода начинают даже не убеждать, а понуждать к глупой голодовке, которую язык не оборотится именовать постом, – это очень грустная картина. Бог не терпит насилия. Даже малеханьких необходимо с лаской убеждать, разъяснять, в чем смысл поста, предлагать хоть от чего-то отрешиться. Но на данный момент почти все спутано. У нас другие ребята в воскресной школе желают поститься, а предки им не дают. А можно следить картину, когда не взрослые малышей, а малыши взрослых приучивают к посту.

Игумен Филипп (Филиппов) (г.Сыктывкар):

По этому поводу нет каких-либо принятых установлений Церкви, которые все верно бы регламентировали. Это, с одной стороны, плохо, с другой – тут проявилась мудрость Церкви, передавшей вопрос о детском посте в ведение исповедника. Бывает, что Господь с младенчества приуготовляет малыша к святости. Вспомним преподобного Сергия, который еще малышом отрешался вкушать материнское молоко по средам и пятницам. Но, обычно, нагружать малыша каким-то серьезным воздержанием – это не наилучший метод привить ему благочестие. Чуть ли он способен осознать смысл навязываемого ему подвига.

Меж тем у меня в приходе есть несколько многодетных семей, где малыши просто изнурялись постами. Я лицезрел позже, как они, бледноватые, беспомощные, не могли молиться, стоять в церкви, а просто засыпали. Так организм борется с истощением, тратой сил. Пришлось строго-настрого запретить подвергать малышей таким испытаниям. Церковь учит, что дама, которая постится во время беременности, уподобляется самоубийце. И это распространяется почти во всем на уже родившихся малышей. В тот период, когда организм вырастает, развивается, он нуждается в достаточном поступлении наружного питательного материала. Если мы не будем этого учесть, то получим ослабленного малыша. Это мое мировоззрение и как священника, и как доктора.

Естественно, когда у родителей имеется в семье значимый достаток, когда они способны обеспечить малыша во время поста различным питанием, нужным количеством фруктов, овощей, орехов, темного горьковатого шоколада и др., другими словами всеми необходимыми для развития витаминами, белками, жирами, тогда пост не представляет опасности для детского здоровья. Но у нас очень немногие семьи способны позволить для себя подобные растраты. Потому у меня такая позиция: поститься серьезно можно начинать только по достижении совершеннолетия. Приблизительно с 14-ти лет можно начинать поститься перед причастием. Это не означает, что можно вот так подойти к Чаше без подготовки. Уже с 7 лет необходимо вычитывать нужные молитвенные правила перед принятием Святых Даров, сначала, естественно, при помощи взрослых. До 14-16 лет упор необходимо делать все-же на духовное устроение, а физические подвиги отложить на более поздний срок.

Но, естественно, есть одна неделя в году, когда поститься в той либо другой мере (к примеру, отрешаться от мяса) можно всем, включая самых малеханьких. Это Страстная неделя, которая очень принципиальна для осознания православной веры. В эти деньки ребенок способен осознать смысл поста – что необходимо чуть-чуть пострадать совместно со Христом. Одна неделя не нанесет вреда здоровью, но почти все может дать для духовного устроения. В других случаях детям можно поститься только по благословению исповедника. Нельзя, навязывая ребенку правила, которые принимались сначала для монашествующих, серьезно мыслить, что мы вводим его в евхаристический круг жизни Церкви.

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Вятка):

Этот вопрос очень пикантный и в каждом случае должен решаться по-разному. Сначала необходимо вспомнить, в чем смысл поста. Еще в раю человеку была дана заповедь невкушения от древа зания добра и зла. Для чего? Чтоб наши прародители могли упражнять свою волю, научаясь направлять души к добру и удерживаться от зла. Применительно к ребенку можно сказать, что пост для него только тогда состоится, когда он усвоит, что это подвиг ради Господа. Что он жертвует кое-чем не поэтому, что «так надо», а чтоб душа не была немощна. Ведь слабенькая душа, которая во всем для себя потакает, не способна к любви. Исходя из этого и необходимо подходить к посту, который не непременно должен заключаться в отказе от мясного. Это может быть отказ от каких-либо возлюбленных зрелищ, телепередач к примеру, либо воздержание от какого-то сладости. Тут принципиальна неважно какая, пусть самая малая, но добровольческая жертва. Очень тяжело разъяснить ребенку ее смысл, но без этого пост оказывается механическим запретом и вызывает томные вздохи практически у всех малышей.

А когда осознание есть, то формы поста могут зависеть от уклада семьи. Если предки говеют, то и детям это не в тягость. Они вообщем ограничения в еде переносят легче нас. А вот, к примеру, если отрешиться от игры на компьютере либо от другой, не очень полезной для здоровья, забавы – это да, это тяжело. Естественно, если ребенок ослаблен, болен, то можно и молочное давать, и все, что необходимо для здоровья. Да и тогда он должен чувствовать на для себя, что пост начался, что он идет. Это в каждом случае по-разному необходимо решать, но решать непременно. По другому ребенок позже не сумеет научиться жить одной жизнью с Церковью. Перед причастием с 7 лет поститься необходимо непременно, один-два денька, у различных священников различные представления о длительности такового воздержания. А к 10-12 годам ребенок уже в состоянии поститься серьезно.

По материалам веб-сайтов:

Христианская газета Севера Рф "Вера"

Сербская газета "Дух христианина"

(голосов:0)
Автор: admin | Просмотров: 7896|
ПОХОЖИИЕ СТАТЬИ:
КОММЕНТАРИИ:
Красота Фитнес Дом и уют Мода Карьера Авто Здоровье Он и Она Дети Хобби
Здесь текст краткое описание сайта, правовая информация о размещаемы материалах и статьях и так далее.
Copyright DLE © 2013 Ваш сайт | Design by Art-Dessign.ru
Яндекс.Метрика